Специальные мероприятия

Круглый стол «Высшее образование в России» – 30 лет научной рефлексии

Журнал «Высшее образование в России» в текущем году отмечает свое 30-летие. Сегодня пришло время оглянуться назад, оценить текущее состояние и бросить взгляд в будущее российской высшей школы. На круглом столе будут обсуждаться перспективы развития высшего образования сквозь призму ключевых тем и сложившихся рубрик журнала – направления модернизации высшей школы, социология образования, подготовка кадров высшей квалификации, педагогика высшей школы.

 

Цифровые инструменты для выстраивания плана прохождения онлайн-курсов: продукты консорциума "Доказательная цифровизация для успеха студентов"

Исследования и практика показывают, что участники онлайн-обучения сталкиваются с разными проблемами при прохождении онлайн-курсов, что сказывается на эффективности такого формата. В частности, от них требуется умение планировать и регулировать свою активность, чтобы успеть завершить курс. Исследователи пока не нашли эффективного инструмента для решения этой проблемы. В рамках консорциума "Доказательная цифровизация для успеха студентов" были разработаны два цифровых инструмента, которые позволяют участникам выстраивать план по прохождению курса и о нем не забывать.

На сессии будут представлены оба цифровых продукта, а также раскрыты предварительные результаты эксперимента по оценке их эффективности

 

Взаимодействие университетов со школами по профилактике и преодолению образовательной неуспешности

В центре обсуждения будут затронуты вопросы, касающиеся того, как университеты помогают школам в решении проблем школьной неуспешности и неравенства? Какие модели и проекты  реализуются в разных территориальных контекстах? Как исследования университетов могут стать ресурсом доказательных практик школ по повышению качества образования, формирования инклюзивной среды? Как университет может стать центром консолидации профессионального педагогического сообщества вокруг вопросов преодоления образовательного неравенства, школьной неуспешности?   

Круглый стол "Учебная аналитика в университетах: обмен практиками и поиск новых возможностей"

На что сегодня способна учебная аналитика и есть ли выраженный запрос на ее применение в университетах? Действительно ли она помогает администраторам университетов предсказывать риски и снижать отчисление студентов? Действительно ли успешны образовательные интервенции на основании учебной аналитики, направленные на совершенствование педагогического дизайна курса, его учебных заданий, оценивания? Могут ли такие образовательные интервенции способствовать повышению благополучия обучающихся? Способна ли учебная аналитика измерять новые образовательные результаты? Каковы институциональные факторы, способствующие или препятствующие внедрению учебной аналитики в процесс принятия решений касательно образовательного процесса на разных уровнях? Каковы успешные практики внедрения учебной аналитики в университетах и EdTech компаниях, и чему они могут поучиться друг у друга? Для ответов на эти вопросы круглый стол соберет преподавателей, исследователей, дата-аналитиков, представителей EdTech-сектора.

Экспертный круглый стол «Стратегическое партнерство в российской магистратуре»

Всероссийское исследование «Ландшафт российской магистратуры» показало, что у российских университетов есть запрос на значительное расширение взаимодействия с внешними индустриальными и образовательными партнерами при реализации магистерских программ. Это стало результатом устойчивого роста контрольных цифр приема в магистратуру на фоне снижения спроса на магистерские программы со стороны абитуриентов, высокого отсева и снижения платежеспособности магистрантов.

Назрела необходимость инвентаризации существующих решений о запуске новых магистерских программ, востребованных на рынке труда. Важным шагом для решения этой задачи становится поиск новых форматов сотрудничества вузов с внешними партнерами.

В рамках экспертного круглого стола планируется обсудить вопросы:

- спрос на магистров на региональных рынках труда;

- межвузовское партнерство: сетевые программы и программы двойных дипломов;

- взаимодействие с индустриальными партнерами при реализации программ магистратуры;

- успешные кейсы университетов по взаимодействию с партнерами

Исследование реализуется Институтом образования НИУ ВШЭ при грантовой поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина

Академическое наставничество для достижения успешности и благополучия студентов

В центре дискуссии будет наставничество как современная технология передачи знаний и опыта, вовлечения в учебную и исследовательскую деятельность. Участники обсудят наставничество в качестве инструмента достижения новых образовательных результатов и благополучия студентов. Рассмотрят специфику академического наставничества для различных групп - студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и молодых ученых. Участники также обсудят вопросы адаптации студентов к новой социальной среде в университете, адаптации к методикам и новым формам обучения, академическим требованиям.

 

Региональная аналитика и политика высшего образования в образовательной успешности студентов

Усиление в российских регионах конкурентной борьбы не только за таланты, но и молодежь в целом, обуславливают необходимость поиска нестандартных управленческих решений для всестороннего развития личности. На фоне изменения правил приема в университеты, пересмотра распределения контрольных цифр, ухудшения финансового положения семей, изменения образовательной траектории молодежи, интенсификации образовательной миграции и тотальной цифровизации, обдуманное выстраивание стратегии набора в вузы является залогом образовательной успешности. В рамках круглого стола мы обсудим последствия этих изменений, управленческие решения и результаты их внедрения в российских вузах. В рамках круглого стола будет представлена серия аналитических докладов о региональных системах высшего образования.

Новые образовательные результаты в профессиональном педагогическом образовании: что значит подготовленный учитель?

Если мы говорим о качестве образования учащихся, то неминуемо упираемся в качество образования учителей. Ведь от этого зависит, какие педагоги придут в школы и как они будут обучать школьников (Барбер, Мушед, 2008). Опыт обучения учителей должен быть ориентирован на такие же результаты, которые ожидаются впоследствии от учащихся (Coke, 2005). Этот опыт подразумевает как содержание образование, которому обучаются будущие педагоги, так и образовательную среду в целом. На дискуссии поговорим о следующих вопросах: 

  • Как обучать будущих педагогов, чтобы они развивали новые компетенции у учащихся?
  • Как сопровождать практику педагогов?
  • Как менять педагогическое образование, чтобы выпускники развивали у новые компетенции?

Круглый стол «Может ли бизнес помочь вузам формировать универсальные компетентности?»

Бизнес, принимая выпускников вузов на работу, предъявляет свои требования к их качестве образования. Сейчас работодатели становятся одними из стейкхолдеров обучения. Это значит, что они не только ожидают от вузов определённых образовательных результатов (World Economic Forum, 2016), но и предлагают активное участие в обучении предполагаемых будущих сотрудников. На круглом столе мы поговорим с представителями крупного бизнеса о том, какие универсальные компетентности они ожидают у выпускников вузов. Вузы поделятся опытом взаимодействия с работодателями по формированию образовательных результатов.

Молодые исследователи об измерениях универсальных компетенций в высшем образовании

Цель секции – представить исследования в области измерений универсальных компетенций в высшем образовании, которые проводятся молодыми исследователями (магистрантами и аспирантами). Основная часть докладов будет посвящена различным аспектам измерения критического мышления в онлайн-среде – сложного многокомпонентного конструкта, который в полной мере раскрывается только при применении сложных современных методов тестирования: performance-based задания, автоматический анализ письменных свободных ответов, анализ поведения тестируемого с помощью методов психофизиологических исследований (айтрекинг) и пр. В рамках секции мы обсудим основные проблемы и перспективы исследований в области измерения универсальных компетенций, проводимых молодыми учеными.

Круглый стол “Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы”

Лаборатория исследований человеческого капитала и образования Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ приглашает принять участие в круглом столе, посвященном обсуждению предпринимательской экосистемы в России. Первая часть круглого стола будет посвящена результатам исследования об организационных условиях российских вузов (образовательные меры, бизнес-инкубаторы, акселераторы, финансовые инструменты поддержки и др.) и оценке современного состояния экосистемы. Второй частью круглого стола станет обсуждение перспектив, конкретных способов поддержки и новых мер развития предпринимательства в вузах, с учетом актуальных инициатив образовательной политики России.

Данный круглый стол аффилирован с проектом Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) – 3.1.3. Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования и Стратегическим проектом №1  «Успех и самостоятельность».

Практики развития мышления в высшем образовании

Секция посвящена практикам, направленным на развитие мышления в высшем образовании. На секции выступят представители различных подходов с тем, чтобы презентовать свой опыт. Будут обсуждаться следующие вопросы: 

Какие есть современные практики развития мышления? Как это применять на занятиях в высшем образовании? Как сочетать новые образовательные результаты с знаниевым подходом?

 

Специальная сессия «Дополнительное образование в университетах с позиции антропологического подхода: новые образовательные результаты»

На специальной сессии будут обсуждаться результаты масштабного исследования реализации программ ДПО в проекте «Содействие занятости». 

Ключевые вопросы для обсуждения:

  • Каковы успешные управленческие модели и подходы университетов к реализации программ ДПО? 
  • Как опыт включения новых образовательных практик меняет программы ДПО?
  • Как включение антропологической составляющей в ДПО влияет на образовательные результаты? 
  • Каково влияние ДПО на качество жизни и человеческого потенциала человека?
 

Круглый стол: «Кейсы значимых трансформаций в рамках программы «Приоритет 2030»

Спустя год после подведения итогов отбора вузов в программу стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» целесообразно обсудить первые эффекты от реализации вузовских программ, продемонстрировать интересные организационные и управленческие практики трансформации и в целом оценить ход запланированных изменений на университетском уровне.

В рамках круглого стола мы обсудим последствия этих изменений, а также планы вузов-участников программы на следующий период с учетом всех конъюнктурных факторов.

Вопросы для обсуждения:

  • Заметны ли изменения и трансформации в вузах за год с начала программы?
  • Можно ли осуществить принципиальные изменения в вузе за счет средств базовой части гранта и что для этого нужно?
  • Авианосец или Титаник? – подходы к управлению программами развития вузов – получателей специальной части гранта.
  • Революция или эволюция - как обеспечить эффективность трансформаций в вузе?
  • Корректировать ли программы развития с учетом изменившегося общественно-политического контекста, и если да, то каким образом?

Круглый стол «Подготовка учителей в современных многопрофильных университетах России»

В результате реформ в российском образовании сформировалась диверсифицированная система подготовки учителей, включающая учебные заведения не только различных уровней, но и типов. Наряду с ведущими специализированными педагогическими ВУЗами, в стране успешно развивается достаточно продуктивная группа классических (многопрофильных) университетов, которые все больше начинают определять основные тренды развития этой образовательной сферы. На круглом столе будут представлены кейсы 9 российских университетов по трансформации педагогического образования, имеющих различные традиции подготовки учителей, структуру, содержание образовательных программ. Новые подходы способствуют повышению эффективности российской системы образования, особенно в контексте решения региональных задач, ориентирую на их решение университетскую науку и образование.