• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О конференции ИВО 2021

Открытие конференции ИВО 2021
Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

14-16 октября в НИУ ВШЭ состоялась XII Международная российская конференция исследователей высшего образования «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты» в онлайн и офлайн форматах. Участниками мероприятия обсуждались современные модели высшего образования, его устройство и качество, а также студенческий опыт в период пандемии, изменения в академической профессии, новые способы оценки качества образования, рынок труда и человеческий капитал.

На открытии конференции Ректор НИУ ВШЭ Никита Юрьевич Анисимов отметил, что «конференция проходит в 12 раз и особенно отрадно, что она служит инструментом развития исследования высшего образования в нашей стране во многом благодаря тому, что мы обсуждаем тенденции и логику развития высшего образования. В стране возникают и новые центры исследования высшего образования, которые взаимодействуют с нашим институтом образования Высшей школы экономики, ведут самостоятельные исследования. Все наши обсуждения в рамках конференции – это движение вперед». Исходя из утверждения проректора НИУ ВШЭ Марии Марковны Юдкевич, «миссия конференции в том, чтобы создавать сети и связи, новые договоренности и замыслы». Также на официальном открытии Исак Давидович Фрумин подчеркнул, что в конференции в этом году «примут участие более чем 500 человек, состоится 12 сессий, на которых будут представлены доклады, 22 специальных сессии, в числе которых симпозиум «Оценка универсальных компетентностей студентов университета и использование результатов студенческой оценки преподавания», 3 доклада наиболее цитируемых сегодня международных ученых в сфере высшего образования».
Тема конференции ИВО этого года – «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты» – сводится к тому, что в динамичном цифровом мире университетам отдана большая цель по становлению высокоразвитого человеческого сообщества, где высшие учебные заведения обязаны оперативно реагировать на запросы общества, формируя цели и способы достижения результатов.

Качество образования в пандемию

Презентация доклада "Качество образования в пандемию"
Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Гибридные и смешанные форматы останутся в работе университетов на долгое время. Обеспечение качества высшего образования в подобных условиях остаётся наиболее важной темой. 

Лешуков Олег Валерьевич,
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией
«Цифровизация и переход в ZOOM, использование новых технологий – это всё достаточно сложно для всех нас. По оценкам экспертов пандемия ускорила приблизительно на 10-15 лет внедрение новых технологий в университеты»

На рынке появляется всё большее количество провайдеров, в связи с этим возникает вопрос о качестве образования. Исследовательская группа, состоящая из 13 образовательных организаций, которые объединились для анализа кейсов, проведения опросов в русле определения качества предоставляемых услуг высшего образования при поддержке Министерства Образования России.

В ходе доклада было показано, что отношение со стороны студентов и преподавателей к дистанционному формату обучения нормализируется. Возросла роль самоорганизации в период пандемии. Определенно, существует множество проблем, возникающих в связи с переходом на онлайн обучение: тотальный переход на дистанционный формат не позволяет получить качественное образование; не происходит качественного изменения в сфере методик преподавания и технологий педагогического дизайна; обостряется академическая нечестность среди студентов; возрастает уровень психологического и ментального неблагополучия; не хватает техники для предоставления хороших условий проведения обучения, растет запрос на новые технологии. Существует большая группа риска, включающая первокурсников, иностранцев, на которую оказывают наибольшее влияние изменения в период пандемии.

Среди  и внутри университетов создаётся большая цифровая экосистема предоставления услуг высшего образования. Однако в данный момент почти не изменилось управление качеством образовательных результатов. Практика преподавания до сих пор представлена «доковидными подходами», курсы повышения квалификации почти не работают, следует принимать более глобальные решения. Не появились и механизмы институциональных условий новой системы разделения труда, что требует решений на национальном уровне. Еще одним вызовом системы образования является необходимость внедрения разнообразных инструментов, позволяющих управлять сложными задачи управления качеством, разносторонности оценок.

Выстраивание горизонтальных связей и единство между вузами позволяет создавать устойчивую систему образования. Изменение требований и ожиданий, создание институциональной рамки, в том числе компетенций, для стандартизации цифрового образовательного процесса требуется большого количества вложений, в том числе финансирования. Практические результаты исследований изменений в образовательной стезе позволят осуществлению плана по повышению качества в данной сфере

Исторические корни и последствия разрыва университетского и академического секторов

Презентация книги "Университеты в России: как это работает"
Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

На презентации книги "Университеты в России: как это работает" обсуждался вопрос о связях исследований и высшего образования. Исторический разрыв, возникший в 20 столетии в 20-30-е годы, традиционно приписывается к политической и экономическим причинам. Задача, поставленная перед системой образования, совершенно не вписывалась в русло развития данной стези. Помимо вузовов формировалась другая сфера исследований, так как они долгое время были разделены, что является артефактом советской статистики и влияет на становление традиции отчасти отсутствия исследовательской науки в университетах сейчас. Советское наследие имеет сильное влияние на современное развитие научно-исследовательской деятельности. Уровень академической науки во многом гораздо выше исследовательской, что образует целый провал научной деятельности вузов.

Юдкевич Мария Марковна,
Руководство Университета: проректор
«Вечный вопрос – должен ли тренер быть хорошим спортсменом? Студенты приходят в науку через академических руководителей, которые во многом влияют на становление научной карьеры, так называемых, последователей, поэтому важен уровень базового образования исследователей. Необходимо истечение времени для преодоления времени разрыва отсутствия академических и отраслевых, университетских знаний в исследовательском поле»

Как педагогический дизайн, основанный на учебной аналитике, может помочь улучшить качество высшего образования

Йерун Ван Мериенбур,
Профессор обучения и преподавания, Университет Маастрихта, Нидерланды

Йерун Ван Мериенбур, автор доклада «Как педагогический дизайн, основанный на учебной аналитике, может помочь улучшить качество высшего образования», рассматривает модель, в которой студент должен быть в эпицентре процесса обучения и принимать участие в разработке программы, когда преподаватели и студенты вместе подбирают наиболее подходящий формат обучения, что делает процесс обучения мультинаправленным.  Подобный процесс также для целостности картины должен включать в себя метод самопроверки.

Онлайн-образование, которое благодаря пандемии прочно вошло в образовательный процесс, позволило внести коррективы в систему образования, которая теперь включает в себя смешанные методы обучения (онлайн и офлайн), что делает обучение гибким и более эффективным.

Повышение качества образования: управление сложностью

Бьёрн Стенсакер,
Профессор высшего образования и Проректор по образованию Университета Осло, Норвегия
«Современным университетам нужно избавляться от ряда видов деятельности, которыми они занимались в прошлом, и начинать использовать что-то новое!»

Еще одной не менее значимой проблемой повышения качества высшего образования является управление стратегиями по выявленным особенностям университетов. За последние 20 лет в университетах усилилось вертикальное управление, специализация, профессионализация, связи окружающей среды и частями университета.

Бьёрн Стенсакер, автор доклада «Повышение качества образования: управление сложностью», определяет, что сложность проблемы выявляет уровень сложности решений. Сопряжение экспертизы управленческих, юридических и технологических компетенций является важной частью эффективности работы университетов, в том числе применения высококвалифицированных решений управления данными. Создание сильной культуры управления, структуры постоянного улучшения, механизмов аналитики учебного процесса – наиболее эффективные элементы платформы управления сложностью. Эффективные системы финансирования высшего образования являются попыткой повышения качества управления процессом обучения.

Неуловимый, но актуальный поиск качества в высшем образовании  полевые размышления

Педро Нуно Тейшейра,
Директор Центра исследований политики высшего образования (CIPES) и Профессор экономики Университета Порту, Португалия

Педро Нуно Тейшейра, автор доклада «Неуловимый, но актуальный поиск качества в высшем образовании – полевые размышления», утверждает, что во многих странах в образовательных системах в последнее время на Вузы оказывается большой уровень давления в виде необходимости доказательства релевантности применения разных механизмов повышения качества системы образования. Вся система высшего образования ограничена излишней подотчетностью, гомогонизацией, универсализацией, что повлияло на создание большой системы оценки деятельности университетов, от которой впоследствии зависит уровень финансирования университетской деятельности. Услуги, предоставляемые вузами, должны соответствовать запросам общества, от чего зависит репутация университетов, что является неким сигналом определения уровня качества преподавания в образовательных организациях. Необходимо развивать новые наборы инструментов подотчетности при делегировании полномочий в конструкции принципал-агент (государство-университеты) на системном уровне, в условиях учёта приоритетности и многоцелевой деятельности вузов.

У каждого свои Приоритеты: итоги отбора университетов в программу стратегического академического лидерства

Маргарита Кирюшина / Высшая школа экономики

Программа «Приритет-2030» является платформой развития большой группы университетов, которые являются лидерами выпуска новых научных знаний, в том числе исследований, разработок и технологий, создание которых в последующем будет внедряться в различные сферы жизнедеятельности общества. Эффективность и результативность работы вузов определена структурированным представлением будущего университетов, а затем поэтапной последовательной реализацией поставленных целей. Важным итогом начального этапа развития программы является образование консорциумов и партнерств среди образовательных организаций.

Анисимов Никита Юрьевич,
Руководство Университета: ректор
«Появление программы, где предоставлены возможности развития каждому университету – мощнейший сигнал всей системе образования о её значимости»

Долгосрочные цели, планы и стратегии университетов на ближайшее десятилетие обуславливаются также вызовами, которые требуют решений. Чаще всего они основываются на финансировании и компетентности кадрового резерва. Победа в программе «Приориет-2030» позволит решить подобные  проблемы и определит траекторию развития вузов. Программа создаёт целую систему формирования у выпускников университетов новых компетенций, навыков и умений в современных условиях, которые формируют уровень социально-экономического развития отдельных субъектов России.

Елизавета Кириллова