• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

16 октября, суббота | 3 день

Обозначения

 Место проведения         

  Синхронный перевод         

  Трансляция в аудитории         

  Онлайн-трансляция

Регистрация

9:30 - 12:00

 Ауд. G222

  • 10:00-11:30

    У каждого свои Приоритеты: итоги отбора университетов в программу стратегического академического лидерства

    Гибрид

     ауд. F201

    Язык: русский

      https://youtu.be/nh654eReN6s

       ауд. D203

  • Перерыв – 10 минут

  • 11:40-13:10

    Круглый стол “Поддержка технологического предпринимательства в вузах: институциональные условия и индивидуальные траектории” (в рамках НЦМУ)

    Гибрид

     ауд. F201

    Язык: русский

    Zoom

    Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 5

    Круглый стол “Образовательное пространство университета для развития универсальных компетентностей: каким оно должно быть?”

    Гибрид
     ауд. G322

    Язык: русский

      Zoom

    Круглый стол «Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики»

    Гибрид

     ауд. F301

    Язык: русский

      Zoom

    https://youtu.be/dIqW6Y1Nr2g

    Круглый стол "Университетская кооперация между ЕС и Россией: устойчивость, доверие и обеспечение качества образования"

    Гибрид

     ауд. G303

    Язык: английский

      Zoom

  • Кофе-брейк – 20 минут

     Холл культурного центра

  • 13:30-14:20

    Пленарный доклад 

    Педро Нуно Тейшейра "Неуловимый, но актуальный поиск качества в высшем образовании - полевые размышления"

     Культурный центр, большой зал

     Языки: русский, английский

      https://youtu.be/hTs2QZ3iBhE

  • Перерыв – 10 минут

  • 14:30-16:00

    Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 6

    Сессия “Максимально эффективное обучение: факторы формирования универсальных компетентностей студентов университетов”

    Гибрид

     F301

    Язык: русский

      Zoom

     

    Сессия 10 "Студенческий опыт и качество образования"

    Гибрид

     ауд. D204

    Язык: русский

    Zoom

    Сессия 11 "Финансы университетов и качество образования"

    Гибрид

     ауд. F201

    Язык: русский

    Zoom

    Сессия 12 "Измерение качества научных результатов"

    Гибрид

     ауд. D201

    Язык: русский

      Zoom

  • 16:00 – Фуршет

     Профессорский клуб  (M111)

Полная версия программы

10:00-11:30

У каждого свои Приоритеты: итоги отбора университетов в программу стратегического академического лидерства

Пленарная сессия будет посвящена обсуждению итогов отбора вузов для участия в программе «Приоритет-2030». Эксперты обсудят, как ожидаемые результаты повлияют на деятельность сотрудников, условия и качество обучения студентов в вузах-участниках программы, а также обменяются мнениями о том, что дала вузам-участникам сама подготовка заявок на конкурс. 
В рамках сессии планируется обсуждение следующих вопросов:

  • уроки формата публичной защиты направлений развития университета;
  • сложности при подготовке и реализации программы развития;
  • роль партнерств и консорциумов в реализации программы развития.

Гибрид 

Ауд. F201

Язык: русский

https://youtu.be/nh654eReN6s

   ауд. D203

Модераторы:

  • Фрумин Исак Давидович, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ 

  • Сжёнов Евгений Станиславович, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика

Перерыв – 10 минут

11:40-13:10

Круглый стол “Поддержка технологического предпринимательства в вузах: институциональные условия и индивидуальные траектории” (в рамках НЦМУ)

Планируется представить и обсудить первые результаты продолжающегося эмпирического исследования в области факторов успеха в обучении предпринимательству и особенностей индивидуальных траекторий обучающихся и выпускников (около 100 углубленных интервью с выпускниками и учащимися программ обучения предпринимательству, ориентированных на студентов вузов)

Ключевые вопросы для обсуждения:

  • Какова роль преподавателя/наставника в обучении предпринимательству? Какие именно характеристики наиболее важны (опыт, квалификация, умение реализовывать продвинутые методики и т.п.)?
  • Какие организационные дизайны инициатив обучения предпринимательству наиболее эффективны с учетом особенностей образовательной программы, вуза, региона? 
  • Какие индивидуальные характеристики человеческого потенциала учащихся и выпускников отличают успешные предпринимательские траектории?

Гибрид

Ауд. F201

Язык: русский

Zoom

Модератор: Сорокин Павел Сергеевич (НИУ ВШЭ)

Участники круглого стола - руководители инициатив обучения предпринимательству:

  • Морозова Екатерина Владимировна (Сколково)
  • Елашкина Анна Владиславовна (ТехноСпарк)
  • Чикин Вячеслав Николаевич (МФТИ – РОСНАНО)
  • Осадченко Александр Александрович (Томский политехнический университет)
  • Панявина Марина Леонидовна, Александр Валерьевич Васенев (Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления)

Участники круглого стола, приглашенные эксперты:

  • Клячко Татьяна Львовна (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)
  • Ковальчук Даниил Николаевич (АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»)
  • Ведехин Александр Юрьевич (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации)

Сессия организована в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928). 

11:40-13:10

Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 5

Круглый стол “Образовательное пространство университета для развития универсальных компетентностей: каким оно должно быть?”

В рамках круглого стола будут обсуждаться следующие вопросы:

  • Должен ли список универсальных компетентностей быть единым для всех университетов? Если да, то каким он должен быть? Если нет, то как обеспечить согласованность образовательных результатов?

  • Какие условия среды должны быть созданы в университете для формирования и оценки универсальных компетентностей, и кто отвечает за их создание?

  • Какие требования предъявляются к преподавателям, ответственным за развитие универсальных компетенций студентов? Какие программы развития преподавательского мастерства в направлении развития универсальных компетентностей предлагают российские университеты?

  • Как оцениваются универсальные компетентности на разных уровнях – на уровне университета, образовательной программы, занятия?

Гибрид 

Ауд. G322

Язык: русский

Zoom

Модератор: Пащенко Тарас Валерьевич (НИУ ВШЭ)

  • Замощанский Иван Игоревич (Уральский федеральный университет), 

  • Дидковская Мария Константиновна (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики ИТМО), 

  • Овсянникова Юлия Николаевна (Томский государственный университет), 

  • Федорова Надежда Константиновна (Тюменский государственный университет), Смирнов Владимир Анатольевич (Донской государственный технический университет) 

11:40-13:10

Круглый стол «Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики»

Качество преподавания всегда было в центре внимания. Распространение идей нового менеджериализма в высшем образовании, произошедшее еще в конце прошлого века, укоренило правило подотчетности университетов не только государству, но и широким кругам представителей общества: от родителей студентов, до работодателей, нанимающих на работу выпускников. Поскольку преподавание является одним из базовых университетских процессов, университеты вынуждены не только поддерживать его уровень, но и уметь убедительно и публично отчитываться об изменениях показателей его качества. Эта необходимость стала особенно очевидна в период пандемии и дистанционного формата обучения. С одной стороны, возрос интерес государства и общества к тому, что происходит как с условиями обучения, так и с работой преподавателя. С другой стороны, самим университетам было важно отслеживать трансформации образовательного процесса, удостоверяться в том, что он сохраняется и не сбавляет обороты. При этом качество преподавания относится к числу концептов, в отношении которых нет полной определенности: сосуществуют разные подходы как к пониманию, так и к измерению качества.

Грядущий осенний выпуск Higher Education in Russia and Beyond развивает дискуссию о качестве преподавания в университете по трем направлениям: 1) подходы к пониманию качества преподавания, 2) качество преподавания в перспективе разных стейкхолдеров университета (студенты, родители студентов, преподаватели), 3) инструменты измерения качества.

На круглом столе планируется обсудить такие вопросы, как:

  • Новые вызовы качеству преподавания в университете: что изменилось в пандемию?
  • Подходы к измерению качества преподавания: оценка результатов обучающихся VS студенческая оценка преподавания.
  • Как повысить качество преподавания в университете в условиях пандемии и высоких требований к публикационной активности преподавателей? Какие инструменты и механизмы для этого можно использовать? 

Гибрид 

Ауд. F301

Язык: русский

Zoom

https://youtu.be/dIqW6Y1Nr2g

Модераторы: Груздев Иван Андреевич (НИУ ВШЭ), Рудаков Виктор Николаевич (НИУ ВШЭ)

  • Суханова Елена Анатольевна (Томский государственный университет)
  • Багирова Анна Петровна Багирова (Уральский федеральный университет)
  • Абрамова Мария Олеговна (Томский государственный университет)
  • Орел Екатерина Алексеевна (НИУ ВШЭ)
  • Ефимов Дмитрий Борисович (НИУ ВШЭ)
  • Черненко Оксана Эдуардовна (НИУ ВШЭ)

11:40-13:10

Университетская кооперация между ЕС и Россией: устойчивость, доверие и обеспечение качества образования

На данной специальной сессии будут обсуждаться практики и вопросы международного сотрудничества между университетами стран-членов ЕС и России. Спикеры сосредотачиваются на восприятии и практике академического сотрудничества и интернационализации высшего образования с точки зрения устойчивости, построения доверия и/или повышения качества. Первая презентация представляет проект EDUneighbours, который изучает как международное сотрудничество России с ЕС, в частности, Финляндией на (над)национальном, университетском и индивидуальном уровне, так и развитие российского высшего образования. Вторая презентация отстаивает позицию, что академическое сотрудничество и межличностная коммуникация представляют собой важную область взаимодействия между ЕС и Россией во времена серьезного политического кризиса. В ней обсуждаются основания для сотрудничества на разных уровнях, а также ключевые научные споры относительно результатов сотрудничества и роли партнеров. Третий доклад отстаивает точку зрения о том, что большинство ученых и администраторов в университетах России и ЕС стремятся наладить устойчивое сотрудничество, несмотря на нынешнюю напряженность в международных отношениях. Однако качество высшего образования в значительной степени зависит от институциональных механизмов, которые могут либо поощрять, либо препятствовать эффективным способам внедрения и реализации интернационализации.

Гибрид 

Ауд. G322

Язык: английский

Zoom

Модератор: Светлана Шендерова (университет Тампере)

  • Сирке Макинен (университет Тампере) “Представление проекта EDUneighbours: на пути к добрососедству и сотрудничеству в сфере высшего образования”

  • Лариса Дериглазова (университет Тампере) “Укрепление доверия через академическое сотрудничество”

  • Светлана Шендерова (университет Тампере) “Интернационализация и обеспечение качества: практики или политики?”

Кофе-брейк – 20 минут

Холл культурного центра

13:30-14:20

Пленарный доклад

Педро Нуно Тейшейра "Неуловимый, но актуальный поиск качества в высшем образовании - полевые размышления"

В последние десятилетия появляется все больше свидетельств, подтверждающих важность качества  высшего образования для его вклада на социальном и индивидуальном уровнях. С экономической точки зрения, измерения качества были признаны важными как на макроуровне, так и на микроуровне, способствуя объяснению значительных различий во вкладе высшего образования в экономический рост или в траектории рынка труда. Эти данные усилили важность механизмов, повышающих культуру качества на системном и институциональном уровнях, которые стали очень заметными в европейском высшем образовании с начала этого века, в частности, благодаря распространению механизмов обеспечения качества и аккредитации.

Тем не менее, несмотря на важные достижения, опыт нескольких лет внедрения этих систем выявил некоторые проблемы и ограничения, с которыми сталкиваются существующие механизмы обеспечения качества, а также системные и институциональные сложности, связанные с развитием вышеупомянутой культуры качества. В данной презентации будут отражены эти проблемы, основанные на опыте нескольких системных и институциональных обзоров, а также на степени соответствия существующих рамок вышеупомянутому исследованию, в котором подчеркивается важность качественных измерений в высшем образовании.

Модератор: Рудаков Виктор Николаевич (НИУ ВШЭ)

Культурный центр, большой зал

Языки: английский, русский

  Культурный центр, малый зал

  https://youtu.be/hTs2QZ3iBhE

Перерыв – 10 минут

14:30-16:00

Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 6

Сессия “Максимально эффективное обучение: факторы формирования универсальных компетентностей студентов университетов”

Гибрид 

F301

Язык: русский

Zoom

Модератор: Замощанский Иван Игоревич (Уральский федеральный университет)

  • Лимонова Валерия Михайловна (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики ИТМО) "Софты для технарей: проектная работа в интегрированном учебном процессе. Объединяя физиков и лириков. Кейсы Университета ИТМО"

  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна (Московский Городской Педагогический Университет), Криштофик Ирина Сергеевна (Московский Городской Педагогический Университет), Щербакова Татьяна Владимировна (Московский Городской Педагогический Университет), Мкртчян Вардигул Аркамовна (Московский Городской Педагогический Университет) “Особенности взаимосвязи рефлексивной компетентности и характера личностно-профессиональных ценностей педагогов”. 

  • Корешникова Юлия Николаевна (НИУ ВШЭ) “Заинтересовать нельзя заставить: роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов”

14:30-16:00

Сессия 10 "Студенческий опыт и качество образования"

Гибрид

 D204

Язык: русский

Zoom

Модератор: Романенко Ксения Романовна (НИУ ВШЭ)

  • Ефимов Дмитрий Борисович (НИУ ВШЭ) “Студенты и качество образования: роль органов студенческого представительства в образовательной политике российских университетов”

  • Прикот Олег Георгиевич (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Крюкова Ульяна Владимировна (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Кондратьев Артём Витальевич (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Захов Александр Сергеевич (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Задепская Алсу Рустемовна (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Щербахо Надежда Валерьевна (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Соколова Александра Вячеславовна (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Гресько Сергей Николаевич (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Нефёдова Алена Михайловна (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Егорова Дарья Александровна (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Потапов Станислав Сергеевич (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), Захарова Анна Андреевна (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) “Представления о роли студентов в управлении современным российским университетом”

  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна (Московский городской педагогический университет), Криштофик Ирина Сергеевна (Московский городской педагогический университет), Щербакова Татьяна Владимировна (Московский городской педагогический университет), Мкртчян Вардигул Аркамовна (Московский городской педагогический университет) “Особенности профессиональной рефлексии участников олимпиады «Я-профессионал» по педагогическому направлению”

14:30-15:30

Сессия 11 "Финансы университетов и качество образования"

Гибрид

F201

Язык: русский

Zoom

Модератор: Егоров Алексей Алексеевич (НИУ ВШЭ)

  • Дмитриенко Александр Сергеевич “Детерминанты ценообразования: что влияет на цены в российских государственных вузах?”

  • Деркачев Павел Владимирович (НИУ ВШЭ), Зиньковский Кирилл Викторович (НИУ ВШЭ), Кравченко Иван Александрович (НИУ ВШЭ) “Ресурсная динамика высшего образования: тренды и проблемы 2020 года (по результатам опроса руководителей вузов МЭО)”

14:30-16:00

Сессия 12 "Измерение качества научных результатов"

Гибрид 

D201

Язык: русский

Zoom

Модератор: Стерлигов Иван Андреевич (НИУ ВШЭ)

  • Ловаков Андрей Владимирович (НИУ ВШЭ), Чанкселиани Майя (Оксфордский университет), Панова Анна Алексеевна (НИУ ВШЭ) “Вклад университетов и научно-исследовательских институтов в производство научного знания в постсоветских странах”

  • Губа Катерина Сергеевна (Европейский университет в Санкт-Петербурге) “Роль организационной культуры в поддержке наукометрии для оценки исследований”

  • Словогородский Никита Алексеевич (Европейский университет в Санкт-Петербурге) “Соавторство и качество публикаций российской вузовской науки периода «рассвета» наукометрии в 2010-2019 годы”

16:00 – Фуршет

Профессорский клуб (M111)