• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

15 октября, пятница | 2 день

Обозначения

 Место проведения         

  Синхронный перевод         

  Трансляция в аудитории         

  Онлайн-трансляция

Регистрация

9:30 - 12:30

 Холл культурного центра  (Покровский бульвар, 11, стр.6) - корпус Z

Если вы пришли на конференцию после 12:30, пожалуйста, обратитесь в G222 (корпус G), чтобы получить бейдж участника.

  • 9:30-10:00

    Приветственный кофе-брейк

     Холл культурного центра

  • 10:00-10:50

    Пленарный доклад 

    Йерун Ван Мериенбур "Как педагогический дизайн, основанный на учебной аналитике, может помочь улучшить качество высшего образования"

     Культурный центр, большой зал

      Языки: русский, английский

     Культурный центр, малый зал

      https://youtu.be/R5GufSkZdW0

  • Перерыв – 10 минут

  • 11:00-11:50

    Пленарный доклад

    Бьёрн Стенсакер "Повышение качества образования: управление сложностью"

     Культурный центр, большой зал

     Языки: русский, английский

     Культурный центр, малый зал

      https://youtu.be/v__9cdX_1zM

  • Перерыв – 20 минут

  • 12:10-13:40

    Круглый стол "Перспективы развития педагогического дизайна в российской высшей школе как ресурса для повышения качества образования"

    Гибрид

     ауд. F201

    Языки: русский, английский

     Zoom

    Презентация нового сборника "Кейсы российских университетов", 3-й выпуск

    Гибрид

     Культурный центр, малый зал

    Язык: русский

     Zoom

    https://youtu.be/TId1fzoTHa8

    Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 3

    Сессия “Развитие универсальных компетентностей в системе высшего образования для российского рынка труда”

    Гибрид

     ауд. F301

    Язык: русский

     Zoom

    Сессия 5 "Качество образования: кейсы зарубежных стран"

    Онлайн

     ауд. D204

    Язык: английский

  • Обед – 60 минут

  • 14:40-16:10

    Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 4

    Сессия “Оценивание компетентностей в высшем образовании”

    Гибрид

     ауд. D201

    Язык: русский

     Zoom

    Сессия 6 "Академическая профессия"

    Гибрид

     ауд. D204

    Язык: русский

    Zoom

    Сессия 7 "Университеты: в поисках смыслов"

    Гибрид

     ауд. F201

    Язык: русский

     Zoom

    Круглый стол "Использование результатов студенческой оценки преподавания и других инструментов обратной связи в управлении качеством образования в период пандемии"

    Гибрид

     ауд. F301

    Язык: русский

     Zoom

     https://youtu.be/0-XyYXYqTg4

  • Кофе-брейк – 20 минут

      ауд. G203, G303, G322

  • 16:30-18:00

    Сессия 8 "Образовательные траектории абитуриентов"

    Гибрид

     ауд. F201

    Язык: русский

    Zoom

    Симпозиум “Как построить качественное педагогическое образование”

    Онлайн

     ауд. D204

    Язык: русский

     Zoom

    Семинар по университетскому менеджменту памяти Е.А. Князева и Н.В. Дрантусовой

    Онлайн

     ауд. F301

    Язык: русский

     Zoom

    Сессия 9 "Аспирантура: путь от поступления до защиты"

    Гибрид

     ауд. D201

    Язык: русский

     Zoom

    Панельная сессия "Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: к разработке кросс-культурной концептуальной рамки" - 1

    Онлайн

    Язык: английский

     Zoom

     

  • 18.00 – окончание дня

  • 18:15-19:45

    Панельная сессия "Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: к разработке кросс-культурной концептуальной рамки" - 2

    Онлайн

    Язык: английский

     Zoom

Полная версия программы

09:30-10:00

Приветственный кофе-брейк 

Холл культурного центра

10:00-10:50

Пленарный доклад

Йерун Ван Мериенбур "Как педагогический дизайн, основанный на учебной аналитике, может помочь улучшить качество высшего образования"

Педагогический дизайн (Instructional Design, ID) связан с применением методов, которые приводят к эффективному, результативному и приятному учебному опыту. Выбранные методы учитывают желаемые цели обучения и заданные условия при разработке образовательных программ (например, курсов, траекторий обучения, учебных программ). Мета-анализ показывает, что в высшем образовании использование моделей педагогического дизайна, таких как четырехкомпонентная модель учебного плана (4C / ID), оказывает положительное влияние на результаты обучения студентов (Costa et al., 2021; Frèrejean et al., 2019). Тем не менее, после первоначальной разработки желательно дальнейшее совершенствование образовательных программ посредством процесса непрерывной оценки и адаптации. Традиционные методы оценки, такие как оценка результатов обучения, оценка студентов и экспертные оценки, не очень полезны в этом отношении, поскольку они напрямую не показывают, оказывают ли применяемые методы желаемое влияние на процессы обучения студентов. К счастью, все более широкое использование ориентированных на задачи и смешанных подходов к обучению дает огромное количество онлайн-данных об учащихся, которые могут дать больше информации о фактическом влиянии выбранных методов обучения на обучение студентов (например, взаимодействие с содержанием, сверстниками, преподавателями). В своем докладе я объясню и проиллюстрирую, как учебная аналитика может помочь определить индикаторы улучшения процесса обучения и поддержать процесс непрерывной оценки и адаптации образовательных программ для повышения качества высшего образования.

Модератор: Другова Елена Анатольевна (НИУ ВШЭ)

Культурный центр, большой зал

Языки: английский, русский

  Культурный центр, малый зал

  https://youtu.be/R5GufSkZdW0

Перерыв – 10 минут

11:00-11:50

Пленарный доклад

Бьёрн Стенсакер "Повышение качества образования: управление сложностью"

Университеты по всему миру прилагают большие усилия для улучшения качества предлагаемых образовательных услуг. Тем не менее, разработка согласованной стратегии повышения качества на институциональном уровне является проблемой для руководства университета, поскольку она подразумевает объединение проектов программ, педагогических инноваций, цифровой среды обучения, обеспечения качества и прочих аспектов. В докладе будут обозначены ключевые проблемы согласования работы над повышением качества и будут выделены варианты стратегий, позволяющих университетам управлять выявленными особенностями.

Модератор: Малиновский Сергей Сергеевич (НИУ ВШЭ)

Культурный центр, большой зал

Языки: английский, русский

  Культурный центр, малый зал

  https://youtu.be/v__9cdX_1zM

Перерыв – 20 минут

12:10-13:40

Круглый стол "Перспективы развития педагогического дизайна в российской высшей школе как ресурса для повышения качества образования"

Педагогический дизайн назван журналом Inside Higher Ed. «самым востребованным направлением в образовании 2020 года» в связи с массовым переходом на онлайн и смешанное обучение в период пандемии. Аналитический центр Educause в отчете Horizon Report за 2021 год о будущем образования указывает на необходимость постоянных инвестиций в развитие ППС, в том числе в навыки педагогического дизайна, чтобы компетенции преподавателей не отставали от текущих технологических достижений. Вместе с тем сегодня педагогический дизайн мало интегрирован в реалии российского высшего образования, хотя запрос на него все больше осознается и растет с каждым днем в самых разных областях. В связи с этим актуально обсуждение вопросов:

- Как российские университеты уже имплементируют практики педагогического дизайна, повышают компетентность преподавателей, адаптируют его подходы и методики к нормативной среде российского высшего образования? 

- Какие решения из международного опыта развития педагогического дизайна в университетах могут быть полезны в сфере российского высшего образования? 

- Какова ситуация с исследованиями в области педагогического дизайна в России и мире, как такие исследования могут улучшить качество образовательных результатов? 

- Как развитие учебной аналитики может использоваться в практике педагогического дизайна в российских вузах для повышения качества образования?

Гибрид 

Ауд. F201

Zoom

Языки: русский, английский

Модератор: Другова Елена Анатольевна (НИУ ВШЭ)

  • Елисеева Ольга Владимировна (Университет ИТМО) 

  • Велединская Светлана Борисовна (Томский государственный университет)

  • Чернобай Елена Владимировна (НИУ ВШЭ)

  • Лытаева Мария Александровна (НИУ ВШЭ)

  • Дорофеева Маргарита Юрьевна (НИТУ "МИСиС")

  • Брайант Майк (Университет Монаша)

  • Костли Джейми (НИУ ВШЭ)

  • Захарова Ульяна Сергеевна (НИУ ВШЭ)

  • Свердлов Михаил Борисович (Skypro, Skyeng)

  • Селезнева Юлия Евгеньевна (Skypro, Skyeng)

12:10-13:40

Презентация нового сборника "Кейсы российских университетов", 3-й выпуск 

В уникальный сборник вошли 11 кейсов, разработанных студентами магистерской программы "Управление в высшем образовании" Института образования НИУ ВШЭ. Они появились в результате исследования студентами-практиками реальных управленческих ситуаций в реальных вузах. Кейсы используются не только в учебном процессе, но и для поиска вузами управленческих решений. 

На презентации будут представлены технология создания и включения кейсов в учебный процесс магистерской программы и наиболее интересные проблемы, которые поднимаются в кейсах. Участникам конференции и презентации будет предложено поучаствовать в конкурсе вопросов к ведущим презентации. Победителям конкурса будут разосланы первые экземпляры сборника, выход которого ожидается в начале ноября.

Гибрид 

Культурный центр, малый зал

Язык: русский

Zoom

https://youtu.be/TId1fzoTHa8

Ведущие презентации:

  • Зиньковский Кирилл Викторович (НИУ ВШЭ)

  • Савеленок Евгений Алексеевич (НИУ ВШЭ)

  • Клюев Алексей Константинович (Уральский федеральный университет)

12:10-13:40

Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 3

Сессия “Развитие универсальных компетентностей в системе высшего образования для российского рынка труда”

Гибрид 

Ауд. F301

Zoom

Язык: русский

Модератор: Пащенко Тарас Валерьевич (НИУ ВШЭ)

Докладчики

Николаев Денис Витальевич (Всемирный банк), Корешникова Юлия Николаевна (НИУ ВШЭ) “Развитие универсальных компетентностей в системе высшего образования для российского рынка труда”

Дискуссанты

Гужеля Дмитрий Юрьевич (АНО “Россия страна возможностей”)  

Титович Игорь Владимирович (Республиканский институт высшей школы)

 

12:10-13:40

Сессия 5 “Качество образования: кейсы зарубежных стран"

Онлайн 

Ауд. D204

Zoom

Язык: английский

Модератор: Бекова Сауле Каэржановна (НИУ ВШЭ)

  • Лю Шухуа (Чжэцзянский университет), Ван Энхао, Ван Сюань “Изменения в доступности 4-летнего государственного высшего образования в Китае в процессе массовизации”

  • Анафинова Сауле (Будапештский университет), Керимкулова Сулушаш “Роль глобальных рейтингов в изменении организационной идентичности крупного государственного университета в Казахстане”

  • Кхан Хамид (Университет Центральной Азии) “Понимание партисипаторного поведения студентов в обеспечении качества: пример Кыргызстана”

Обед – 60 минут

14:40-16:10

Симпозиум “Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов - 4

Сессия “Оценивание компетентностей в высшем образовании”

Гибрид 

Ауд. D201

Zoom

Язык: русский

Модератор: Карданова Елена Юрьевна (НИУ ВШЭ)

  • Семенова Татьяна Владимировна (заместитель министра здравоохранения Российской Федерации), Челышкова Марина Борисовна (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова) "Оценивание профессиональной компетентности при первичной аккредитации специалистов здравоохранения"

  • Орел Екатерина Алексеевна (НИУ ВШЭ) , Тарасова Ксения Вадимовна (НИУ ВШЭ), Корешникова Юлия Николаевна (НИУ ВШЭ), Федерякин Денис Александрович (НИУ ВШЭ) “Разработка инструмента оценки критического мышления в онлайн среде для студентов вузов”

  • Федерякин Денис Александрович (НИУ ВШЭ), Карданова Елена Юрьевна (НИУ ВШЭ), Корешникова Юлия Николаевна (НИУ ВШЭ) “Что модели когнитивной диагностики могут дать оцениванию компетенций в высшем образовании?”

  • Федорова Надежда Константиновна (Тюменский государственный университет)  “Конструктор компетентностных профилей обучающихся на основе матрицы универсальных навыков (проект Тюменского государственного университета)”

14:40-16:10

Сессия 6 "Академическая профессия"

Гибрид

Ауд. D204

Язык: русский

Zoom

Модератор: Прахов Илья Аркадьевич (НИУ ВШЭ)

  • Бывальцева Анастасия Алексеевна (НИУ ВШЭ), Панова Анна Алексеевна (НИУ ВШЭ) “Как преуспеть в Российских вузах?”

  • Нефедова Алёна Игоревна (НИУ ВШЭ), Волкова Галина Леонидовна  (НИУ ВШЭ), Дьяченко Екатерина Львовна  (НИУ ВШЭ), Коцемир Максим Николаевич (НИУ ВШЭ), Спирина Марина Олеговна (НИУ ВШЭ) “Международная мобильность и публикационная продуктивность молодых ученых: что говорит статистика, библиометрия и сами сотрудники?”

  • Юдкевич Мария Марковна  (НИУ ВШЭ),  Хьюго Хорта (Университет Гонконга), Панова Анна Алексеевна (НИУ ВШЭ), Жоао Сантос (Университет Лиссабона) “Адаптация университетских преподавателей по всему миру к реалиям Covid-19: влияние на распределение рабочего времени”

14:40-16:10

Сессия 7 "Университеты: в поисках смыслов"

Гибрид 

Ауд. F201

Zoom

Язык: русский

Модератор: Захарова Ульяна Сергеевна (НИУ ВШЭ)

  • Громковский Владимир Владимирович “Университет как общественное учреждение”

  • Ефимов Валерий Сергеевич (Сибирский федеральный университет), Лаптева Алла Владимировна (Сибирский федеральный университет) “Становление когнитивного общества и задание на развитие университетов”

  • Демин Павел Владиславович (НИУ ВШЭ) “Социальные функции брендирования университета”

14:40-16:10

Круглый стол "Использование результатов студенческой оценки преподавания и других инструментов обратной связи в управлении качеством образования в период пандемии"

Внезапный и вынужденный переход образовательного процесса в университетах на дистанционный формат породил множество вопросов. Пожалуй, ключевой из них звучит примерно так: удалось ли вузам, оказавшимся в экстраординарных условиях, сохранить качество образования и, соответственно, уровень подготовки обучающихся. Возник локальный дефицит обратной связи.

Одним из самых массовых инструментов получения обратной связи об образовательном процессе от студентов является студенческая оценка преподавания (SET – Student Evaluation of Teaching). Конечно, удовлетворенность образованием не тождественна его качеству, а само измерение удовлетворенности методом опроса может сопровождаться рядом смещений. Однако сравнительная простота реализации, а также представления о ценности учета студенческих мнений способствуют дальнейшему развитию и распространению этого инструмента, востребованность которого в период турбулентности, связанной коронавирусными ограничениями в образовании, увеличилась.

В рамках круглого стола планируется обсудить практики адаптации системы СОП к периоду дистанционного и смешанного форматов обучения, особенности использования результатов СОП в управлении образовательным процессом, а также историю развития СОП в зарубежных университетах.

Ключевые вопросы для обсуждения:

  • как устроена система СОП в НИУ ВШЭ?
  • как меняется СОП в пандемию и после нее?
  • каковы тренды развития СОП в зарубежных вузах?
  • как проходит институционализация СОП в ТГУ (на примере программы «Ядро бакалавриата ТГУ)?

Гибрид 

Ауд. F301

Язык: русский

Zoom

 https://youtu.be/0-XyYXYqTg4

  • Иван Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ, аналитик Института образования НИУ ВШЭ
  • Дмитрий Ефимов, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
  • Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ

Кофе-брейк – 20 минут

Ауд. G203, G303, G322

16:30-18:00

Сессия 8 "Образовательные траектории абитуриентов"

Гибрид

Ауд. F201

Язык: русский

Zoom

Модератор: Шибанова Екатерина Юрьевна (НИУ ВШЭ)

  • Агарков Гавриил Александрович (Уральский федеральный университет) “Экономическая значимость для индивида принятия решения о выборе образовательной траектории - неоклассический и бихевиористский подход”

  • Алескеров Фуад Тагиевич (НИУ ВШЭ), Шахалиева Екатерина Владимировна (НИУ ВШЭ), Тарасова Мария Алексеевна (НИУ ВШЭ), Торопова Мария Егоровна (НИУ ВШЭ), Якуба Вячеслав Иванович (НИУ ВШЭ) “Качество и неоднородность приема на направления с приоритетным предметом ЕГЭ "Профильная математика"”

  • Прахов Илья Аркадьевич (НИУ ВШЭ), Пинчейра Бернардо (НИУ ВШЭ) “Анализ эффективности механизмов отбора абитуриентов: кейс высокоселективного университета”

16:30-18:00

Симпозиум “Как построить качественное педагогическое образование”

В заседании примут участие эксперты Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Симпозиум будет посвящен вопросу поиска вектора развития педагогического образования и рассмотрению возможных подходов к его унификации, «либерализации» или профессионализации.

В рамках симпозиума планируется обсуждение следующих вопросов:

  • Каковы основные проблемы в современном состоянии педагогического образования?

  • Какие пути решения проблем педагогического образования являются оптимальными?

Онлайн 

Ауд. D204

Zoom

Язык: русский

Модератор: Марголис Аркадий Аронович (Московский государственный психолого-педагогический университет)

  • Басюк Виктор Стефанович (МГУ имени М.В. Ломоносова)

  • Лубков Алексей Владимирович (Московский педагогический государственный университет)

  • Казакова Елена Ивановна (Санкт-Петербургский государственный университет)

  • Реморенко Игорь Михайлович (Московский городской педагогический университет)

16:30-18:00

Семинар по университетскому менеджменту памяти Е.А. Князева и Н.В. Дрантусовой

Для выступления на семинаре приглашены авторы лучших публикаций журнала «Университетское управление: практика и анализ» академического года 2020-2021.

Онлайн

 Ауд. F301

Zoom

Язык: русский

Модераторы: Клюев Алексей Константинович (Уральский федеральный университет), Дудырев Федор Феликсович (НИУ ВШЭ)

  • Клячко Татьяна Львовна (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), Синельников-Мурылев Сергей Германович (Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации) “Российское высшее образование и воздействие на него пандемии коронавируса”

  • Пиньцзе Сунь (Шанхайский политико-юридический университет, Центр международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай), Шанхай, Китай) “Мозговые центры вузов Китая как поставщики знаний для правительства страны”

  • Ефимов Дмитрий Борисович (НИУ ВШЭ) “Изучение университетских органов студенческого представительства: состояние, проблемы, перспективы”

  • Крячко Виктория Игоревна (НИУ ВШЭ)  “Оценка академической мобильности исследователей: возможности и ограничения существующих подходов”

16:30-18:00

Сессия 9 "Аспирантура: путь от поступления до защиты"

Гибрид 

Ауд. D201

Zoom

Язык: русский

Модератор: Терентьев Евгений Андреевич (НИУ ВШЭ)

  • Бекова Сауле Каэржановна (НИУ ВШЭ), Смирнов Иван Борисович (Рейн-Вествальский технический университет) “Детерминанты планов поступления в аспирантуру: некоторые выводы”

  • Кузнецов Павел Сергеевич (НИУ ВШЭ) “Роль межкультурного со-руководства в формировании двойной академической идентичности аспиранта”

  • Бедный Борис Ильич (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского), Рыбаков Николай Валерьевич (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского) “Долгая дорога в диссертационный совет: ключевые барьеры на пути к ученой степени у выпускников российских аспирантур”

  • Сотникова Мария Игоревна (НИУ ВШЭ), Юдкевич Мария Марковна (НИУ ВШЭ) “От единой модели к разнообразию подходов: опыт подготовки аспирантов в странах постсоветского региона”

16:30-18:00

Панельная сессия "Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: к разработке кросс-культурной концептуальной рамки" - 1

Мероприятие посвящено итогам международного исследовательского проекта “Вклад высшего образования в развитие общества и экономики”. Цель проекта – разработка новых концептуальных подходов к анализу, измерению и оценке вклада высшего образования в различные аспекты общественного развития. Результаты проекта включают анализ вклада высшего образования в развитие общества, рынка труда, государственной политики, культуры, формирование и саморазвитие студентов, глобальное развитие, проблематику изменения климата и др.

Онлайн 

Zoom

Язык: английский

Модератор: Смоленцева Анна Юрьевна (НИУ ВШЭ)

Дискуссант: Фрумин Исак Давидович (НИУ ВШЭ)

  • Кантвелл Брендан (Университет Мичигана), Марджинсон Саймон (Оксфордский университет), Платонова Дарья Павловна (НИУ ВШЭ), Смоленцева Анна Юрьевна (НИУ ВШЭ) “Концептуальные подходы к вкладу высшего образования”

  • Локателли Рита (Католический университет Святого Сердца), Марджинсон Саймон (Оксфордский университет) “Высшее образование и социальные результаты: подход «общего блага» ЮНЕСКО.” 

  • Ноккала Тери (Университет Ювяскюля), Романенко Ксения Романовна (НИУ ВШЭ), Валимаа Юсси (Университет Ювяскюля) “Культурный вклад высшего образования” 

  • Витте Йоханна (Баварский государственный институт исследований и планирования высшего образования) “Университетская наука и изменение климата” 

  • Джонс Глен (Университет Торонто) “Вклад факультета в государственное управление”

18:15-19:45

Панельная сессия "Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: к разработке кросс-культурной концептуальной рамки" - 2

Онлайн 

Zoom

Язык: английский

Модератор: Смоленцева Анна Юрьевна (НИУ ВШЭ)

Дискуссант: Фрумин Исак Давидович (НИУ ВШЭ)

  • ван дер Венде Марик (Утрехтский университет) “Глобальный вклад высшего образования: возможности и проблемы для открытых систем в глобальном контексте"

  • Хаупт Джон (Университет Аризоны), Ли Дженни (Университет Аризоны) “Сотрудничество США и Китая в области науки для всеобщего блага” 

  • Егоров Алексей Алексеевич (НИУ ВШЭ), Малиновский Сергей Сергеевич (НИУ ВШЭ) “Высшее образование и формирование элит”