О конференции ИВО 2021
14-16 октября в НИУ ВШЭ состоялась XII Международная российская конференция исследователей высшего образования «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты» в онлайн и офлайн форматах. Участниками мероприятия обсуждались современные модели высшего образования, его устройство и качество, а также студенческий опыт в период пандемии, изменения в академической профессии, новые способы оценки качества образования, рынок труда и человеческий капитал.
Качество образования в пандемию
Гибридные и смешанные форматы останутся в работе университетов на долгое время. Обеспечение качества высшего образования в подобных условиях остаётся наиболее важной темой.
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией
На рынке появляется всё большее количество провайдеров, в связи с этим возникает вопрос о качестве образования. Исследовательская группа, состоящая из 13 образовательных организаций, которые объединились для анализа кейсов, проведения опросов в русле определения качества предоставляемых услуг высшего образования при поддержке Министерства Образования России.
В ходе доклада было показано, что отношение со стороны студентов и преподавателей к дистанционному формату обучения нормализируется. Возросла роль самоорганизации в период пандемии. Определенно, существует множество проблем, возникающих в связи с переходом на онлайн обучение: тотальный переход на дистанционный формат не позволяет получить качественное образование; не происходит качественного изменения в сфере методик преподавания и технологий педагогического дизайна; обостряется академическая нечестность среди студентов; возрастает уровень психологического и ментального неблагополучия; не хватает техники для предоставления хороших условий проведения обучения, растет запрос на новые технологии. Существует большая группа риска, включающая первокурсников, иностранцев, на которую оказывают наибольшее влияние изменения в период пандемии.
Среди и внутри университетов создаётся большая цифровая экосистема предоставления услуг высшего образования. Однако в данный момент почти не изменилось управление качеством образовательных результатов. Практика преподавания до сих пор представлена «доковидными подходами», курсы повышения квалификации почти не работают, следует принимать более глобальные решения. Не появились и механизмы институциональных условий новой системы разделения труда, что требует решений на национальном уровне. Еще одним вызовом системы образования является необходимость внедрения разнообразных инструментов, позволяющих управлять сложными задачи управления качеством, разносторонности оценок.
Выстраивание горизонтальных связей и единство между вузами позволяет создавать устойчивую систему образования. Изменение требований и ожиданий, создание институциональной рамки, в том числе компетенций, для стандартизации цифрового образовательного процесса требуется большого количества вложений, в том числе финансирования. Практические результаты исследований изменений в образовательной стезе позволят осуществлению плана по повышению качества в данной сфере
Исторические корни и последствия разрыва университетского и академического секторов
На презентации книги "Университеты в России: как это работает" обсуждался вопрос о связях исследований и высшего образования. Исторический разрыв, возникший в 20 столетии в 20-30-е годы, традиционно приписывается к политической и экономическим причинам. Задача, поставленная перед системой образования, совершенно не вписывалась в русло развития данной стези. Помимо вузовов формировалась другая сфера исследований, так как они долгое время были разделены, что является артефактом советской статистики и влияет на становление традиции отчасти отсутствия исследовательской науки в университетах сейчас. Советское наследие имеет сильное влияние на современное развитие научно-исследовательской деятельности. Уровень академической науки во многом гораздо выше исследовательской, что образует целый провал научной деятельности вузов.
Руководство Университета: проректор
Как педагогический дизайн, основанный на учебной аналитике, может помочь улучшить качество высшего образования
Профессор обучения и преподавания, Университет Маастрихта, Нидерланды
Йерун Ван Мериенбур, автор доклада «Как педагогический дизайн, основанный на учебной аналитике, может помочь улучшить качество высшего образования», рассматривает модель, в которой студент должен быть в эпицентре процесса обучения и принимать участие в разработке программы, когда преподаватели и студенты вместе подбирают наиболее подходящий формат обучения, что делает процесс обучения мультинаправленным. Подобный процесс также для целостности картины должен включать в себя метод самопроверки.
Онлайн-образование, которое благодаря пандемии прочно вошло в образовательный процесс, позволило внести коррективы в систему образования, которая теперь включает в себя смешанные методы обучения (онлайн и офлайн), что делает обучение гибким и более эффективным.
Повышение качества образования: управление сложностью
Профессор высшего образования и Проректор по образованию Университета Осло, Норвегия
Еще одной не менее значимой проблемой повышения качества высшего образования является управление стратегиями по выявленным особенностям университетов. За последние 20 лет в университетах усилилось вертикальное управление, специализация, профессионализация, связи окружающей среды и частями университета.
Бьёрн Стенсакер, автор доклада «Повышение качества образования: управление сложностью», определяет, что сложность проблемы выявляет уровень сложности решений. Сопряжение экспертизы управленческих, юридических и технологических компетенций является важной частью эффективности работы университетов, в том числе применения высококвалифицированных решений управления данными. Создание сильной культуры управления, структуры постоянного улучшения, механизмов аналитики учебного процесса – наиболее эффективные элементы платформы управления сложностью. Эффективные системы финансирования высшего образования являются попыткой повышения качества управления процессом обучения.
Неуловимый, но актуальный поиск качества в высшем образовании – полевые размышления
Директор Центра исследований политики высшего образования (CIPES) и Профессор экономики Университета Порту, Португалия
Педро Нуно Тейшейра, автор доклада «Неуловимый, но актуальный поиск качества в высшем образовании – полевые размышления», утверждает, что во многих странах в образовательных системах в последнее время на Вузы оказывается большой уровень давления в виде необходимости доказательства релевантности применения разных механизмов повышения качества системы образования. Вся система высшего образования ограничена излишней подотчетностью, гомогонизацией, универсализацией, что повлияло на создание большой системы оценки деятельности университетов, от которой впоследствии зависит уровень финансирования университетской деятельности. Услуги, предоставляемые вузами, должны соответствовать запросам общества, от чего зависит репутация университетов, что является неким сигналом определения уровня качества преподавания в образовательных организациях. Необходимо развивать новые наборы инструментов подотчетности при делегировании полномочий в конструкции принципал-агент (государство-университеты) на системном уровне, в условиях учёта приоритетности и многоцелевой деятельности вузов.
У каждого свои Приоритеты: итоги отбора университетов в программу стратегического академического лидерства
Программа «Приритет-2030» является платформой развития большой группы университетов, которые являются лидерами выпуска новых научных знаний, в том числе исследований, разработок и технологий, создание которых в последующем будет внедряться в различные сферы жизнедеятельности общества. Эффективность и результативность работы вузов определена структурированным представлением будущего университетов, а затем поэтапной последовательной реализацией поставленных целей. Важным итогом начального этапа развития программы является образование консорциумов и партнерств среди образовательных организаций.
Долгосрочные цели, планы и стратегии университетов на ближайшее десятилетие обуславливаются также вызовами, которые требуют решений. Чаще всего они основываются на финансировании и компетентности кадрового резерва. Победа в программе «Приориет-2030» позволит решить подобные проблемы и определит траекторию развития вузов. Программа создаёт целую систему формирования у выпускников университетов новых компетенций, навыков и умений в современных условиях, которые формируют уровень социально-экономического развития отдельных субъектов России.